Интерьер - внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения.

    В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно-пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорции.

Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер, каким бы он ни был сложным по конфигурации, всегда приближен к этим объемам, поскольку преобладающее большинство помещений прямоугольно в плане. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллелепипеда, отграничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические формы в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению.

   Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Все это лишний раз подтверждает специфику и особенности рисунка интерьера как объекта архитектуры. Вместе с тем, из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее.

    В рисовании интерьера особое значение приобретает метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисования предметных форм, здесь также требуется определенная сумма знаний и навыков, необходимых в искусстве рисования.

 При изображении интерьера с натуры очень важно правильно выбрать точку зрения (линию горизонта). От того, насколько удачно выбрана точка зрения, зависит правильное композиционное решение задачи рисунка в целом. Каждый интерьер может быть рассмотрен с разных точек зрения, но здесь важно выбрать наиболее выгодную и выразительную для рисующего группу элементов, составляющих интерьер. Это может быть часть или все помещение, взятое целиком. Выбор линии горизонта может колебаться в значительных пределах. Она либо задается преподавателем, либо выбирается студентами самостоятельно, так, чтобы взгляд свободно охватывал интересующий объект интерьера.

 

Методика рисования архитектурного пространства 

Особенности зрительного восприятия и изображения внутреннего и внешнего пространства Преобладающее количество информации мы получаем благодаря зрению. И этим процессом, можно сознательно управлять, как выяснилось на основе многочисленных исследований психологов в этой области. Для решения определённых профессиональных задач необходима специальная постановка восприятия. При изображении интерьера важно предварительно целостно увидеть его пространство, рассматривая его широко, расслабив фокусировку зрения. При этом воображать, что перед нами находится некоторая прозрачная плоскость, именуемая картиной. Перед изображением интерьера нужно увидеть основные пространственные отношения, определяемые крупными поверхностями помещения (потолок, пол, стены и др.). Пространство раскрывается перед нами под большим углом, превышающим 30 градусов (как принято в начертательной геометрии). Этот угол доходит примерно до 120 градусов (за счёт бинокулярности видения). Это порождает заметную разницу между зрительным восприятием пространства и его изображением в перспективе. От того, как мы видим зависит результат изображения. Важно, на что мы преимущественно обращаем внимание: на отдельные поверхности, объёмные формы или пространство в целом. При последовательном рассмотрении пространства интерьера, приступая к его изображению мы пытаемся неосознанно совместить перспективное видение поверхности с ортогональным её видом. Такое восприятие именуется «относительно константным». Этот эффект значительно устраняется в результате целостного видения натуры, её видимых основных отношений. Ярким примером, показывающим зависимость характера изображения от характера восприятия, является изображение такой простой объёмной формы как куб. Вначале, при последовательном рассмотрении его плоскостей возникает как бы «разорванная» картина, плавно превращающаяся в изображение в «обратной перспективе» (без «разрыва»). Итогом служит целостное пространственное изображение в нормальной перспективе (не «обратной»). При восприятии и изображении внутреннего пространства (интерьера) мы сталкиваемся с ещё более сложной задачей, а именно: с широким зрительным углом, когда это пространство охватывается визуально наиболее полно, наиболее ёмко. Именно этот случай вызывает затруднения при изображении.

Перспективное рисование по представлению интереьр
Парадигма перцептивной перспективы
Парадигма – совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Понятие перцептивной перспективы обозначает субъективное изображение окружающего мира, т.е. такого, каким мы его видим. Своеобразные системы перцептивной перспективы исследователи находят в художественном наследии античной эпохи и Древней Руси, европейского и восточного средневековья. Все эти системы отличаются известной неполнотой: скажем, построение переднего плана картины в них, по существу, сводится к аксонометрическим изображениям отдельных предметов; остается непонятным, как можно непрерывным образом перейти от них к изображениям объектов на заднем плане, где перцептивная перспектива геометрически подобна линейной. Главная характерная особенность искажений ренессансной перспективы сводится к тому, что предметы переднего плана сильно увеличиваются, а предметы дальнего столь же сильно уменьшаются. Лишь средний план передаётся почти неискажённо. Поэтому ренессансная система хорошо подходит для изображения предметов без переднего и заднего планов. Перспектива, как наука постоянно развивается. В ХХ веке она поднялась на совершенно новый уровень, в связи с чем, появилось понятие о перцептивной перспективе, основоположниками которой считаются П. Сезан и К. Петров-Водкин. Теория перцептивной перспективы допускает ошибки в изображении, их можно смещать с одних элементов на другие. Важно правильно изобразить передний план, в отличие от среднего и дальнего, поэтому на второстепенных планах допускается возможность ошибок. Существуют три основных ошибки в изображении: передача высоты, ширины и глубины. Прибегая к теории перцептивной перспективы, надо стараться изолировать планы, при этом ошибок практически можно избежать. Они возникают при попытке передать на плоскости глубокое целостное пространство. Пейзажная живопись имеет свою специфику, в ней почти нет проблем изображения стен и потолков, но зато не ограничена глубина пространства. Безошибочная передача поверхности земли – это главное в пейзаже, изображенном по законам перцептивной перспективы. Даже при правильном изображении горизонтальных размеров остается открытым вопрос о правильности изображения углов. Несомненно, достаточно заметить, что в любой перспективной системе (и в линейной тоже) невозможно правильно передать три угла при одной вершине параллелепипеда, так что и в обсуждаемой здесь системе все углы не будут передаваться правильно. Если на переднем плане нет высоких объектов, то искажение вертикальных отрезков, свойственное перцептивной перспективе, не проявится. Выполненная в перцептивной перспективе картина окажется еще ближе естественному зрительному восприятию, чем выполненная в системе линейной перспективы, поскольку погрешности касаются не только вертикальных, но и горизонтальных отрезков. Кроме того, система линейной перспективы сильно отклоняется от зрительного восприятия в соотношениях между размерами предметов, располагаемых на разных планах изображения. Итак, по сравнению с системой линейной перспективы, в системе перцептивной перспективы увеличены размеры предметов на дальнем плане и преуменьшены на ближнем.
Примеры работ рисунок по представлению