Моделирование на основе ритмической(модульной) сетки.
Лабораторная работа №2.
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ РИТМИЧЕСКОЙ СЕТКИ.
Цель: развитие композиционных навыков с последовательным переходом от плоскостных (графических) к аксонометрическим и объемно-пространственным композициям, показать возможности ритмических рядов при композиционном решении открытого (экстерьерного) пространства.
Задачи: решить тремя способами графическую композицию открытого пространства (на базе одной самостоятельно выбранной метроритмической сетки), выделить центр композиции, организовать движение воображаемого зрителя по направлению к композиционному центру и перевести эти композиции в объемную форму (рис. 8, 9).
Требования:
Работа выполняется на плоском прямоугольном листе картона толщиной 2-3 мм размером 75x55 см.
Работа состоит из трех плоскостных графических композиций, построенных на основе одной метроритмической сетке (на выбор студента) размером 20х20 см, переведенных затем соответственно в объемные композиции (макеты) размером 20х20 см.
Композиции пространства решаются взаимодействием двух или трех ритмических (метрических) рядов. Каждая композиция строится по определенному принципу:
- 1 композиция –на основе зеркальной симметрии с горизонтальной, вертикальной или наклонной осью. Объем доминирует над открытым (экстерьерным) пространством;
- 2 композиция - асимметричная композиция, с периметральным расположением элементов. Объемные элементы формируют открытое внешнее пространство;
- 3 композиция – создается на базе первых двух и включает в себя элементы этих композиций. Объемные элементы формируют замкнутое внешнее пространство.
Для построения рядов используются кубы, параллелепипеды, цилиндры.(Рис. 10,11,12,13,14)
Методические указания:
- величина, пропорции и число объемных элементов определяются в соответствии с выбранным масштабом и авторским замыслом;
- элементы могут находиться на расстоянии или врезаться один в другой;
- композиционный центр может находиться между объемными элементами, но может быть обозначен единым объемом или группой элементов;
- в целях достижения единства композиции и напряженности ритма возможно нарушение элементарных ритмических закономерностей;
- по согласованию с преподавателями разрешается ограниченное применение цвета.
Время выполнения задания: 12 ч в аудитории с предварительной подготовкой дома.
Архитектурно-композиционное формообразование направлено на такое решение формы, при котором она обретает черты гармонической целостности. Рождается архитектурная форма через сложный синтез разнородных ее частей, требующих осмысления, восприятия, размещения в особые условия для гармоничного существования. Упорядоченность, структурность архитектурной формы выступает как естественное проявление гармоничности. Во внешнем проявлении она служит основой художественной выразительности. При решении сложных архитектурных задач, которые не сводятся к построению элементарных геометрических тел, проблема достижения гармоничности стоит особенно остро. Еще в эпоху классической архитектуры были сформированы основные принципы гармонизации целого. Принцип повторяемости означает единство по ведущему признаку. Соподчиненность - единство, достигаемое объединением всех элементов вокруг главного. Соразмерность - это единство, обеспечиваемое общей количественной закономерностью (пропорциями). Уравновешенность означает единство, достигаемое согласованием противоположностей, структуры целого и его функции.
Сегодня под влиянием стандартизации, модульности и серийности формообразующих технологий структурность становится особенно актуальной. Упорядоченность достигается при помощи модульной сетки или решетки. Ее можно получить, используя конструктивно-технологические факторы или выбрать специально на уровне возникновения архитектурной идеи. Даже самая сложная композиция не бывает свободной от некоторых правил и имеет своеобразный, структурный каркас. Использование модульных решеток особенно необходимо при решении вопросов пропорционирования архитектурной формы.
В качестве операций, тренирующих глаз и руку, можно использовать набор модульных решеток при поиске основных ортогональных проекций. Степень простоты или сложности сеток регулируется поставленной задачей. На уровне выхода на идею, анализируя опорные ассоциации, можно составить представление о виде модульного элемента, а также возможного фрагментарного нарушения однородности предлагаемой поисковой среды - квазимодульности. Изменив порядок модульной решетки в определенном месте и в соответствии с эмоционально-образной задачей, можно усилить выразительность главного и ярче противопоставить его второстепенному. Полученные таким образом сетки-решетки применяются для получения вариантов решения проектной задачи. Поиск регулируется концептуальной моделью, созданной некоторым способом выхода на идею, и которая лежит в основе формообразования .
Ритмические закономерности свойственны как отдельным сооружениям, так и целым комплексам, архитектурным ансамблям. Обычно архитектурная композиция строится не на одном каком-либо ритмическом порядке, а на сопоставлении нескольких ритмических или метрических рядов, находящихся в соподчинении.(Рис.15,16)
Вопросы для контроля.
1. Что такое тектоника. Покажите на примерах как проявляется тектоническая сущность материала и конструкции при проектировании изделий.
2. Перечислить основные виды композиции. Чем характеризуется фронтальная композиция.
3. Чем характеризуется объемная композиция. Назвать типы объемной композиции.
4. Чем характеризуется пространственная композиция. Назвать признаки ограниченного и неограниченного пространства.
Дополнительная литература
1. Объемно-пространственная композиция [Текст] : учеб.для вузов / А. В. Степанов, В. И. Мальгин Г. И. Иванова и др. - 3-е изд., стер. - М. : Архитектура-С, 2004. - 255 с.
2. Калмыкова Н. В. Макетирование [Текст] : учеб.пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : Архитектура-С, 2004. - 94 с.
3. Кудряшев К. В. Архитектурная графика [Текст] : учеб. пособие / К. В. Кудряшев. - М. : Архитектура-С, 2004. - 309 с.
4. Стасюк, Н. Г. Основы архитектурной композиции [Текст] : учебное пособие / Н. Г. Стасюк, Т. Ю. Киселева, И. Г. Орлова ; МАрхИ. - 2-е изд. - М.: Архитектура-С, 2004. - 96 с.
5. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ [Текст] : учебное пособие / сост. Г. Ф. Кликушин . - Стер. изд. - М. : Архитектура-С, 2007. - 288 с.
6. Чернихов, Я. Г. Построение шрифтов [Текст] : учебное пособие / Я. Г. Чернихов. - Стер. изд. - М. : Архитектура-С, 2007. - 116 с.
7. Чинь Ф.Д. К. Архитектура. Форма, пространство, композиция [Текст] : научно-популярное издание : пер. с англ. / Ф. Д. К. Чинь ; [пер. Е. Нетесова]. - 3-е изд. - М. : АСТ Астрель, 2010. - 431 с.
8.Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм./ Перевод с анг. В.Л.Глазычева.—М.:Стройиздат, 1984. —193с.4.
9.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./Сокр. пер. с анг. В..Самохина.Общ.ред. и вс.ст. В.П.Шестакова.—М.:Прогресс,1974.—392с.
- 28 марта 2020, 17:51
- 28 марта 2020, 17:51
- 28 марта 2020, 17:51
- 28 марта 2020, 17:51
- 28 марта 2020, 17:51
- 28 марта 2020, 17:44